Учитель года 2012


Убрала!!!>> Беседа с родителями «Об упрямстве и капризах…»
>> Защита педагогического опыта
>> Классный час на тему «О дружбе, товариществе, предательстве»
>> Урок географии «Cеверо-западный район России»


ЭССЕ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ МАТВИЕНКО ИВАНА ЕВГЕНЬЕВИЧА «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

   Сейчас, когда речь заходит о современном российском образовании, отовсюду слышится: «Наша новая школа». Название национальной образовательной инициативы, утвержденной Президентом РФ Д.А.Медведевым 21 января 2010 года, уже стало для каждого российского учителя «родным».

   Президент определил суть и смысл новой образовательной инициативы «в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны". Задача поставлена – нам надо с нею справляться. Отсюда – мои новые мысли о новой школе.

   В национальной образовательной инициативе обозначены пять основных направлений деятельности по ее реализации. Я позволю остановиться лишь на двух: «Развитие системы поддержки талантливых детей» и «Совершенствование учительского корпуса».

   Мысль первая: о нынешних учениках.
   В разные исторические периоды менялись цели, содержание, способы и средства воспитания. Неизменным оставались основные функции деятельности учителя: обучение и воспитание подрастающего поколения.
Изменения в политическом, социально-экономическом, культурном развитии страны требуют от школы особого выпускника – человека творческого, с нестандартным мышлением, способного быстро перестраиваться в столь динамично меняющемся мире; человека высоконравственного, культурного, способного качественно овладеть профессией, а потом самореализоваться в профессиональной деятельности. И главная цель школы – запустить механизм самообразования ребенка, его мотивацию к учению.
   Современному учителю необходимо знать, что видов одаренности достаточно много, и с этой точки зрения каждый ребенок должен восприниматься им как одаренный. В своей каждодневной педагогической практике сегодняшнему учителю необходимо
   >> изучать индивидуальные особенности, особенности поведения ученика;
   >> преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей;
   >> уважать и обсуждать любую идею ученика, поверить в то, что этому ребенку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым;
   >> подготавливаясь к урокам, помнить о необходимости серьёзной умственной нагрузки школьника: самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков;
   >> прививать вкус к серьезной творческой работе.
Работа по развитию талантливости детей очень скрупулезная и трудная, но, по моему мнению, именно от такой работы следует ожидать самой высокой отдачи.

   Мысль вторая: а я современный учитель?
   Новый заказ общества школе требует изменений в профессиональной подготовке учителей.
   Современной школе нужен не просто учитель, а профессионал, не только прекрасно владеющий своим предметом, но и имеющий глубокую психолого-педагогическую и методическую подготовку, эрудированный, творческий, интеллигент и инноватор.
   Успех учительской деятельности зависит от степени развития педагогических способностей:
   >> конструктивной – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся;
   >> организаторской – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность;
   >> коммуникативной – способность устанавливать с воспитанниками правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся;
   >> воспитательной – способность к непрерывному творчеству, которая ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи.
   Для учителя новой школы просто необходимо владение информационно-коммуникационными технологиями на очень высоком уровне. И требования к введению ФГОС это доказывают: учитель должен умело пользоваться электронной доской, графическим планшетом, различными программными комплексами. И здесь, конечно, не идет речь о беглом знакомстве с Word и умении сделать примитивную презентацию. Каждому учителю, если он действительно хочет работать в новой школе, придется осваивать все новшества и делать это с удовольствием, энтузиазмом и интересом.

   Мысль третья: лирическая.
   Совсем недавно снова общался на учительском форуме в Интернете. Прочитал притчу, которая меня просто сразила:
«У трех людей, которые носили кирпичи, спросили: "Что вы делаете?" В ответ услышали:
- Надрываюсь от тяжести этих проклятых кирпичей!
- Зарабатываю на кусок хлеба.
- Строю красивый дворец.
Эти люди делали одинаковую работу, но отношение к ней у них было разным».
   Результат работы учителя зависит от его отношения к ученикам и их родителям, к коллегам и самому себе, к новаторству и инновациям, к преподаваемому предмету и к педагогике в целом.

   Заключительная мысль:
   работать, осваивать новое, «строить красивый дворец»!